Концепция духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях исторического образования «Духовность. Соборность. Державность.» - страница 6

^ Глава 2. Организация творческой преобразующей деятельности учащихся, обеспечивающая формирование духовных ценностей. 2.1. Модель деятельности по духовно-нравственному становлению учащихся в условиях исторического процесса. ^ 2.1.1. Цели и задачи работы. Принципы деятельности. Показатель духовности – сам человек.
Главными целями работы можно назвать следующие:

Принципы деятельности:

  1. Принцип служения Отечеству на ниве просвещения во славу Божию.

  2. Православный антропологический подход к воспитанию. Человек – это единство тела, души и духа.

  3. Согласованность педагогических влияний семьи, школы, церкви.

  4. Оценка различных явлений жизни людей и общества с позиций нравственности.

  5. Освоение наследия родного края. Патриотизм.

  6. Приоритет духовно-нравственного воспитания над обучением.

  7. Последовательность в требованиях.

  8. Разумно-деятельная любовь к детям.

  9. Принцип личностного подхода к ребенку, личного общения и индивидуальной работы с ним.

  10. Гармоническое развитие личности ребенка в контексте национальной и общемировой культуры.


Педагогу очень важно то, как ученик меняется по сравнению с собой. Человек является носителем трех начал: естественного, разумного и Божественного. Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие — именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни. Точка соединения — крест — есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное — и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир.

«Так душа человека может жить (и слишком часто жи­вет) ничтожным и по-ничтожному. Она не различает того, что на самом деле есть главное и самоценное в жизни, от того, что на самом деле в жизни не существенно, не само­ценно, второстепенно или совсем незначительно; и не раз­личая, она обращается к субъективно-важному, нравя­щемуся и приятному, как если бы оно заслуживало на­стоящей преданности. Тогда жизнь ее слагается так, как если бы мир имел одно только измерение, определяющееся ее личными удовольствиями и страстями или соответ­ственно удовольствиями и страстями других людей. И весь остальной состав жизни и мира, измеряющийся высшими, объективно-значительными мерилами — достоинством, величием, благом, красотою, свободою, ответственностью, правом, умудряющим страданием и смертью,— для нее, субъективно, как бы не существует; она его не видит, им не живет, отвертывается от него. Она живет ничтожным: поверхностными содержаниями и незначительными целями, превращая для себя пустяк в главное и воспринимая главное как пустяки. В лучшем случае она прилепляется к ничтожному тою страстною преданностью, которая соот­ветствует и подобает объективно-значительному: она тво­рит кумира. В худшем случае самое предпочтение ее ос­тается столь же ничтожным, сколь ничтожен ее предмет: она поверхностно относится к незначительному, не входя в глубокие и цельные отношения к существенному и глав­ному. Все ее жизненные содержания оказываются духов­но праздны и ненужны; это шелуха без зерна, видимость без сущности, существование без бытия: они в высшем смысле беспредметны. И жизнь ее протекает в столь же праздном и ненужном перебирании этих беспредметностей, в состояниях эфемерных, духовно бесследных, религиозно мертвенных, слагающих омут скуки и ничтожества; такая душа существует, но, по-видимому, не имеет бытия.

Для того чтобы быть и иметь опыт бытия, необходимо жить существенным и по-существенному, главным и по-главному, для этого необходимы содержания другой при­роды и соответствующие им другие состояния. Для того, чтобы приобрести опыт бытия, человек должен найти в себе те силы и способности, которыми восприемлется, пережи­вается и творится объективно-значительный состав мира и жизни; и далее он должен сосредоточенно — цельно и интенсивно — зажить этим новым предметом, превращая его в центр или фокус своей жизни. Тот существенно-глав­ный Состав мира и жизни, через присутствие которого и жизнь и мир являются ризой Божией, предметною тай­ною, насыщенным иероглифом, этот состав дается каждо­му человеку, но усматривается, ищется и берется сравни­тельно немногими. Он может быть взят только тем, кто по­вернется к нему главным центром своей личности, послед­ними истоками и корнями своей любви и воли; главное в предмете отзывается только на главное в личной душе и, отозвавшись, оно вовлекает этот центр личного духа в та­кие состояния, закономерности и связи, которые в свою очередь оказываются главными для всей остальной жизни и судьбы человека. У каждого человека есть некоторые духовно главные силы и способности, которыми он, напря­гая их по главному и центрально отдавая себя, может восприять существенно главный состав мира и жизни. Для того чтобы совершить это, необходимо: обрести в себе исходную, первоначально данную сферу духовного бытия; перенести в нее центр своего жизненного внимания и дела­ния; подчинить этому духовному центру в себе все осталь­ные цели и задачи и обратиться всею энергиею своего су­щества к тем особым содержаниям, которые откроются этим духовно главным силам и способностям души. Обра­тившись к ним так, человек будет не только «наблюдать» и «замечать» в интересах описания и познания. Нет, он начнет по-новому быть».33

Я не случайно привела здесь такую длинную цитату И.А. Ильина: мне действительно очень близка и понятна мысль философа, выраженная в ней. Вот бы научить детей открывать в себе духовную сущность, находить духовные силы для осуществления всех своих поступков.

Руководствуясь этим представлением, я составила собственную схему духовно-нравственного воспитания детей. В центре пересечения горизонтальной и вертикальной плоскостей, находится человек. Вертикальная плоскость обозначает процесс познания Истины - процесс Богопознания, горизонтальная – познания материального мира. Если изобразить процесс познания материального мира на плоскости, то можно увидеть, в каких направлениях он осуществляется. Это различные сферы бытия человека: семья, школа, наука, образование, культура, искусство, мораль, политика, право и другие. Человек познает мир во всех его сложных взаимосвязях. Через познание и материального и духовного мира человек познает себя, т.е. идет процесс самопознания. Если человек, познавая мир, приближается к Богу, осмысливает свое предназначение свыше, раскрывает в себе таящиеся духовные силы, то вектор его самопознания движется вверх. О таком человеке говорят, что он умеет оторваться от житейских проблем; если человек огромную часть своей жизни посвящает познанию своей духовной сущности, вектор самопознания человека поднимается резко вверх, становится ближе к Богу. Я думаю, что такую напряженную духовную жизнь вели святые люди, угодники и подвижники Божии. О таких людях говорят как о людях высокой праведной жизни. Если же человек делает выбор в пользу Зла, познает глубины ада, то вектор его самопознания направлен в сторону, противоположную процессу Богопознания. Мудрый смысл заложен в таких народных изречениях: «катиться в пропасть», «катиться по наклонной плоскости», испытать «все глубины ада».
^ 2.1.2. Основные направления и этапы духовного преображения личности.
Процесс духовного становления включает ряд направлений, в которых он совершается. Прежде всего, это воспитание в семье. Являясь частью общества, семья несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. Не случайно, в схеме, представленной выше, семья, традиции и обычаи ставятся во главу угла, т.е. на пересечении горизонтальной и вертикальной плоскостей оси координат. В основе традиции лежат религиозные воззрения народа, т.е. традиционные религии. Это отражено в вертикальной плоскости на схеме, представленной выше.

Обучение детей истории осуществляется в определенных направлениях:

Общие формы работы, средства и приемы учителя таковы:

Формы, методы и приемы работы учителя в каждом из этих направлений также могут быть различными. О различных формах урока и проведения внеклассных мероприятий речь пойдет ниже.

Можно выделить несколько этапов духовно-нравственного воспитания.

Этап

Характер взаимодействия

Особенности поведения воспитанника

Особенности поведения мудрого воспитателя

Начало общения

Встреча воспитателя и воспитанника, или попытка по-новому взглянуть на старую ситуацию

Действует неосознанно или ожесточенно; не может ничего изменить и измениться сам.

При попытке осознать происходящее чувствует безнадежность перемен.

Любовь, заведомо доброе расположение; умение отделять внешние проявления поведения воспитанника от внутренней сущности его личности.

Снисходительность, вера в то, что Образ Божий прояснится.

Готовность оказать помощь и духовную поддержку.

Установление контакта

Общение и совместная деятельность продолжаются

Часто оставаясь пассивным, принимает инициативу взрослого в общении.

Начинает постепенно всматриваться в собственные недостатки без обиды на жизнь.

Внимательность и чуткость.

Спокойные и ровные отношения. Проявляет готовность к помощи и совету в трудные моменты.

Укрепляет уверенность воспитанника в собственных силах. Формирует надежду на хорошие перемены в жизни.

Продолжение общения

Отношения становятся более глубокими и активно положительными со стороны воспитанника

Начинают происходить изменения в самом воспитаннике, делаются первые удачные шаги.

Рождается чувство признательности и благодарности к воспитателю; доверие и желание исполнять рекомендации воспитателя.

Растет привязанность, стремление удержать отношения.

Не пользуется проявлениями благодарности и симпатии воспитанника, а преобразует их в благодарность Богу.

Старается открыть воспитаннику подлинный источник настоящего блага воспитанника.

Продолжение и углубление общения

Общение приобретает характер духовного диалога. Происходит незримое соединение душ в единое духовное целое.

Постоянный интерес к позиции воспитателя, использование новых знаний в собственном поведении.

Утверждение новой позиции.

Самостоятельный поиск ответов на различные вопросы.

Наставляет и направляет жизненный поиск воспитанника.

Активная поддержка возникшей духовной взаимосвязи.

Личное преображение воспитанника.

Духовное единение, вне зависимости от внешнего общения.

Проясняется Образ Божий в воспитаннике.

Стремление уподобиться Богу в добродетелях. Желание преодолевать привычные самолюбие, праздность, леность, поверхностность, безответственность.

Побуждение себя в стремлении к Истине, Добру, Красоте.

Самостоятельное предстояние перед Богом.

Воспитатель может быть, а может уже и не быть рядом с воспитанником, но уже нерушима духовная нить взаимоотношений.


Таким образом, из таблицы отчетливо видны не только последовательность этапов и особенности каждого из них, но и конечная цель духовно-нравственного воспитания детей.
^ 2.1.3. Главные проблемы в духовно-нравственном воспитании детей и пути их решения.
Можно выделить несколько, на мой взгляд, важных проблем, уже существующих или тех, которые могут возникнуть на пути педагога.

1. Нравственный и идеологический кризис государства, общества.

2. Глубокий кризис семейных отношений.

3. Кризис психологии личности.

4. Инерция глубоко укоренившихся в обществе атеистических взглядов.

5. Мировоззренческий кризис личности.

6. Навязывание западной модели поведения молодому поколению, чуждой национальному менталитету системы духовных ценностей.

7. Атака сектантства.

8. Распространение оккультизма, магии, колдовства, неоязычества.

9. Секуляризация общества.

10. Недоверие со стороны родителей педагогам, которые стремятся восстанавливать национальные духовные культурно-исторические традиции в преподавании, их нежелание вести диалог и находить пути решения проблем.

11. Информационный беспредел в СМИ.

Исходя из этих трудностей, необходимо искать пути их преодоления. Самым важным я назвала бы систематическое и глубокое, целенаправленное духовно-нравственное просвещение и детей, и взрослых; переход всей системы образования в национальное русло; отход от всеобщей универсализации образования. Обществу грозит деградация, если не будут найдены пути решения проблем.

Хочется отметить, что путем сохранения и развития национальных основ существующей системы образования сегодня идут многие образовательные учреждения, и высшие, и средние, и детские дошкольные учреждения. Тематика предлагаемых студентам, школьникам работ содержит требование оценки событий и явлений жизни общества с позиций христианской морали. Это уже замечательно. Привлечение внимания общества, различных социальных институтов к возрождению духовности народа, его христианскому просвещению принесет плоды. Накопленный веками богатейший духовный опыт имеет Православная Церковь, готовая делиться им со всеми желающими пить из чистого источника. Один из путей выхода из глубокого падения нравов я вижу в поиске государственной идеологии, которая, несомненно, поможет обрести каждому человеку собственную систему духовных ценностей.

2727755248863775.html
2727888455084294.html
2727953172487556.html
2728096384218139.html
2728392562149856.html